Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту 2023

О развитии ИИ в РФ и Всероссийской олимпиаде по искусственному интеллекту

#ОЛИМПИАДА
Руководитель группы по координации и мониторингу реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» Национального центра развития Искусственного интеллекта при Правительстве РФ Юрий Игоревич Сапожников рассказал в интервью о развитии ИИ в РФ и Всероссийской олимпиаде по искусственному интеллекту.
О создании федерального проекта «Искусственный интеллект» и Центра развития искусственного интеллекта

Федеральный проект «Искусственный интеллект» был создан как один из инструментов для реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года. Проект учитывает весь комплекс многопрофильных задач, зафиксированных в стратегии, включающих и исследовательский блок, и регулирование (включая этику), и внедрение, и образование на всех уровнях, и поддержку стартапов, популяризацию ИИ-технологий и повышение доступности и качества данных. Создание и функционирование Центра развития искусственного интеллекта было заложено в федеральный проект. Со стартом проекта центр начал свою работу в Аналитическом центре при правительстве РФ, а 1 сентября 2022 года стал базироваться в Высшей школе экономики, но, как и ранее, осуществляет экспертно-аналитическое, методологическое и организационно-техническое сопровождение деятельности Президента РФ, Правительства РФ, ФОИВ по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» и Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.
О направлении развития ИИ после завершения федерального проекта

Основная работа по развитию ИИ-технологий в России ведётся в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект», активная реализация которого началась в 2021 году. Реализация мероприятий федпроекта предусмотрена до 2024 года.

За время реализации федпроекта удалось создать единую экосистему искусственного интеллекта, которая охватывает развитие кадрового потенциала отрасли, разработку и внедрение отечественных решений, поддержку научных исследований, развитие ИИ-инфраструктуры и создание системы регулирования сферы ИИ. Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации начал работать с 1 сентября 2022 года. Центр стал ключевым инструментом реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, а также мероприятий, закреплённых в паспорте федерального проекта «Искусственный интеллект».

Независимо от появления новых моделей, паспорт федерального проекта «Искусственный интеллект» регулярно дорабатывается и изменяется с учётом внутренних и внешних факторов для наилучшей реализации запланированных в нём мероприятий. Не хотел бы выделять отдельные проекты, скажу от себя, что применение технологий ИИ в сфере здравоохранения считаю самой важной – нет ничего важнее жизни человека, чем точнее и быстрее будет наша медицина, тем больше жизней мы спасём, тем большему числу людей сохраним здоровье.
О Всероссийской олимпиаде по искусственному интеллекту и ее перспективах

В рамках федпроекта ИИ пристальное внимание уделяется подготовке и поддержке талантливой молодежи, формированию единого профессионального сообщества, нацеленного на решение важных социально-экономических задач и обеспечение технологического развития страны. Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту – это уникальный проект для старшеклассников, создающий возможности для профессионального развития в сфере ИИ. В прошлом году в отборочном этапе Олимпиады участвовало более 13 тыс. учеников 8–11-х классов из 83 субъектов РФ, что показывает востребованность указанной меры поддержки. Уверен, что предстоящая Всероссийская Олимпиада позволит привлечь ещё больше увлечённых и целеустремленных школьников, поддержать и развить интерес к инновационным разработкам и исследованиям в области искусственного интеллекта. В 2023 году подана заявка на включение Олимпиады в перечень олимпиад Российского союза олимпиад школьников, Олимпиада с 2021 года включена в перечень олимпиад Минпросвещения России, это даёт преимущества победителям и призёрам при поступлении в вузы. В 2023 году совместно с компаниями Ассоциации «Альянс в сфере Искусственного интеллекта» в Государственном университете просвещения проведена апробация программы наставничества в качестве специального поощрения для призёров Олимпиады-2022. Наставниками выступили ведущие специалисты — исследователи данных и разработчики технологий искусственного интеллекта, дата-инженеры, руководители IT-направлений компаний-участниц Альянса в сфере искусственного интеллекта. Они проконсультировали школьников по вопросам профессионального развития, саморазвития, создания и продвижения своего проекта в сфере искусственного интеллекта. По результатам апробации программа наставничества для призеров олимпиады будет продолжена и в дальнейшем.
О поиске ИИ-решений и анализе их эффективности

Примерно 53% крупных российских компаний используют ИИ в своей деятельности. Наиболее используемыми классами технологий среди крупных российских компаний являются: интеллектуальная поддержка принятия решений, компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, разработка перспективных методов ИИ.

Лидирующими отраслями по внедрению ИИ являются сфера ИКТ, финансовая отрасль и сфера ритейла.

Успешные практики уже сформированы во многих сферах. Яркий пример – применение ИИ в медицине. В Москве на сегодняшний день нейросети обработали уже более 9 млн лучевых исследований и поставили более 10 млн предварительных диагнозов на основе жалоб на самочувствие пациентов.

В сельском хозяйстве давно внедряются системы управления и контроля за поливами и посевами. Разрабатываются проекты по внедрению беспилотной с/х техники, в частности, автоматическая обработка беспилотным комбайном позволяет сократить потери урожая до 13%, а также на 25% сократить сроки уборки урожая.

В сфере экологии — ESG мониторинг (разработка ИЦ в сфере ИИ Сколтеха). ИИ учится прогнозировать возникновение и распространение лесных пожаров и наводнений, что уже применяется МЧС России, а также позволяет выявлять по космическим снимкам незаконные вырубки лесов и свалки мусора, состав и масштаб распространения загрязнений на земле, в воде и воздухе.
О применении ИИ в сфере образования

Из примеров: ИИ может осуществлять автоматическую разработку заданий по русскому языку и литературе для школьников, производить проверки заданий с открытыми ответами или эссе или помогает учителям оценить, сколько времени ученики потратят на ту или иную активность в классе или дома — на выполнение заданий, контрольную работу или практическое упражнение. Конечно, ИИ лучше всего себя показывает в повторяющихся задачах обучения, которые при этом поддаются алгоритмизации, результат от применения ИИ-технологий не хуже, а то и лучше, чем человек.
О специфике отечественных разработок в ИИ

В России есть крупные ИИ-проекты. Локомотив индустрии — большие компании: они вкладывают деньги в технологии и видят в этом финансовую перспективу. ИИ сегодня популярен и востребован — по данным совместного исследования TAdviser и «Ростелекома», 85% российских компаний уже используют ИИ-решения в бизнесе. При этом ИИ принято заказывать у подрядчика: 70% разработок создаются для продажи сторонним организациям. Наиболее заинтересованные в развитии ИИ: Сбер, Яндекс, Газпромнефть, ВК, МТС. Небольшие компании создают лаборатории, разрабатывают решения с использованием искусственного интеллекта и успешно внедряют их в IT-инфраструктуру своих клиентов.
О программах магистратуры в ИИ

Развитие кадрового потенциала является фундаментальным вопросом для дальнейшего качественного роста рынка ИИ в стране. В 2022 году свыше 3 тысяч студентов начали обучение по программам магистратуры в сфере ИИ, а порядка 2 тыс. преподавателей вузов повысили квалификацию для преподавания таких программ. Среди вузов, которые реализуют профильные магистерские программы: МГУ, СПбГУ, ИТМО, МИРЭА, УрФУ и др.
О компетенциях, которые важнее всего развивать будущему специалисту в сфере ИИ

По оценкам Всемирного Банка в течение следующих пяти лет ИИ изменит почти четверть рабочих мест в мире. При этом потребность в специалистах в сфере информационной безопасности, больших данных и технологий устойчивого управления будут основными факторами роста занятости.

Несомненно, что необходим целый корпус знаний и навыков, как технического, так социального характера, например – знания языков программирования, архитектуре данных и их анализе, прогнозировании, алгоритмах оптимизации, фреймворки и библиотеки, сильными аналитическими навыками и навыками решения проблем, обработке сигналов, кластерный анализ, навыки коммуникации и принятии решений, аналитическое мышление и креативность.